Познавательная экскурсия «христианские святыни Салоники» —комплексное переосмысление влияния раннего христианства на мировую культуру и последующее развитие европейской цивилизации. «Балканский Иерусалим» — так называли этот портовый город многочисленные паломники, которые прибывали для поклонения святым мощам, реликвиям и святыням. В течении пешей прогулки в Салониках русскоязычный гид подробно ознакомит с основополагающими этапами зарождения и формирования религии исключительно с исторического ракурса при посещении раннехристианских достопримечательностей. Кто стоял у истоков христианства, каким образом эволюционировали догматы, как гонимая вера за три столетия последовательно стала имперской религией, почему латинские крестоносцы безнаказанно грабили Константинополь и полисы Византии, об этом и других любопытных фактах вы узнаете от гида.
Задумывались ли вы о том, откуда происходят истоки христианства, кто сформировал религиозную доктрину, какими были первые христиане, почему идёт вражда между католиками и православными, об этом и многом другом расскажет на экскурсии по Салоникам русскоязычный гид. Формат экскурсии Православные Святыни Салоники – не богословские измышления, хотя и это нельзя обойти, а взгляд на прошлое с констатацией исключительно фактов, с исторической интерпретацией, без теологического мифотворчества.
история зарождения и развития христианства
Возможно ли говорить о христианстве с критической беспристрастностью, если вера нас учит, что всякая помеха в истине – аморальна? Верующий христианин не должен пугаться фактов, скрывающих истину, ибо в противном случае возникает сомнение, разлагающее душу.
Православные святыни города Салоники: описание монастырей и храмов.
Баптистерий Святого Иоанна Крестителя
К юго-востоку от храма Святой Софии, на пересечении улиц Иктину и Макензи Кинг, в окружении многоэтажных построек, в прохладной тени деревьев находится баптистерий Святого Иоанна Крестителя города Салоники значительно ниже уровня дороги.
В 40 километрах от города Салоники, на южном склоне большого холма Омвриано у горного хребта Хортиатис, возвышается Патриарший Ставропигиальный монастырь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы, Агии Фармаколитрии (Ιερά Πατριαρχική και Σταυροπηγιακή Μονή Αγίας Αναστασίας της Φαρμακολυτρίας).
Возведение собора Панагия Дексия осуществлялось с применением передовых технологий, с использованием современных материалов, но при этом техника наложения мозаики и фресок святыни, а также архитектура заимствованы у византийских мастеров.
На пересечении улиц Эгнатия и Палеон Патрон Герману, напротив церкви Преображения Спасителя, расположен храм Панагуда (рождения Богородицы) или Панагии Горгопиикос (Скоропослушницы) греч. Ιερός Ναός Παναγούδας (Γενέσιον της Θεοτόκου) Παναγία Γοργουπήκοος.
Возведенный во второй половине XIX века Храм Святого Антония, покровительствующего душевнобольным, до середины 50-х годов прошлого столетия составлял комплекс зданий для нуждающихся в лечении психических недугов.
Церковь Неа Панагия (Успения Пресвятой Богородицы) – возведение датируется началом XVIII века на фундаменте более древней святыни, сгоревшей в пожаре 1690 года. Исследования, проводившиеся во время раскопок, подтверждают существование собора ещё в XII веке от Рождества Христова.
Храм Ипапанти (Сретения Христова) – достопримечательность, прошедшая несколько стадий переустройства и реконструкций в течении веков. Современная церковь от 1841 года сменила в своё время собор монастыря Иоила, восстановленный после 1531 года.
Церковь Святого Мина считается одной из старейших христианских святынь в Салониках. Её постройка датируется концом Ⅴ — началом Ⅵ века нашей эры. Несмотря на пожар 1839 года, который нанёс катастрофический урон раннехристианской достопримечательности, храм был восстановлен в 1852 году согласно существовавшему архитектурному плану.
Церковь Пророка Илии – византийский храм середины 14 века. Уникальный архитектурный тип святыни, идентичный афонским монастырям, реалистичные образы на фресках собора, напоминающие о драматических событиях в Салониках во времена восстания Зилотов.
Среди паутины изогнутых улочек Верхнего города, в серверо-западной оконечности крепости города Салоники, на пересечении улиц Тсамду и Идипода, немного выше улицы Олимпиадос находится храм Святой Екатерины Александрийской. Неорганизованная застройка послевоенного периода в непосредственной близости от достопримечательности закамуфлировала элегантный шедевр Византийского зодчества от любопытствующих взглядов за невыразительными сооружениями жилого фонда.
Среди витиеватых улочек верхнего города, у восточной крепостной стены, вдали от мирской суеты и шума возвышается церковь Святого Николая Орфаноса (Сироты) (Αγίου Νικολάου του Ορφανού) – кафоликон Византийского монастыря. В Византийскую эпоху в городе Салоники в соответствии с догматами христианской религии возводят православные храмы. Обители в правление последней династии Палеолог играют большую роль в политической стабильности империи.
В историческом центре города Салоники, южнее римской агоры, по соседству с мастерскими по обработке медных изделий возвышается церковь Панагия Халкеон — Пресвятой Богородицы или Богоматери медников. Византийскую достопримечательность легко заметить по терракотовому, ближе к красноватому оттенку цвету, поскольку храм целиком выложен из красной плинфы, т.е. монолитного кирпича, за что в народе получил прозвище «красная церковь».
На пересечении улиц Гермеса (Эрму) и Св. Софии в городе Салоники возвышается храм Святой Софии, посвящённый Христу, вочеловечившемуся Слово-Богу и Премудрости Божией. Софийский собор в Салониках представляет уникальное сооружение, спроектированное при переходе от базилики к крестово-купольной архитектуре, с исключительной мозаикой иконоборческого периода.
Среди узких и изогнутых в форме меандра улочек Верхнего города — район Ано Поли в Салониках, где заканчивается улица Святой Софии, на крутом склоне приютился в тупике крохотный монастырь Латому (греч. Μονή Λατόμου).
Святой Великомученик Димитрий – покровитель и защитник города Салоники, пострадавший во время преследований христиан в IV веке. На месте мученичества святого после 313 года строится первое святилище, которое будет перестроено в V и VII веках. В 1917 году пожар уничтожит базилику святого Димитрия. Редкие мозаики и росписи, находящиеся под штукатуркой, сохранятся лишь частично.
Армянская церковь в Салониках посвящена Богоматери и была возведена в 1903 году согласно плану архитектора Витальяно Позелли. Достопримечательность с момента постройки оказалась религиозным и общественным центром жизни армянской общины в Салониках. Однонефная базилика у входа которой расположены 3 башни, центральная из них самая высокая – три этажа.
Одна из первых святынь, построенных в византийских Салониках после восстания Зилотов (1341-1347). Затерявшаяся среди бетонных джунглей историческая достопримечательность находится напротив Триумфальной Арки Галерия. Через нестандартные иконографические сюжеты (середины XIV века) и образы, наполненные тревогой, страхом и беспокойством иконописец передаёт характерные черты эпохи увядающей Византийской империи.
Монастырь Влатадон (греч. Ιερά Μονή Βλατάδων) посвящён Преображению Спасителя. Во второй половине XIV века монах Дорофей Влатис (или Влатадони), уроженец Крита и его брат Марк, последователи «исихазма» — учения Григория Паламы, основали монастырь в Салониках, посвящённый изначально Вседержителю (Пантократору) Христу.
В исторической центре города, внутри крепостных стен, выше улицы Эгнатия на одном уровне с храмом Святой Софии расположена базилика Панагии Ахиропиитос (Παναγία Αχειροποίητος). Раннехристианская достопримечательность сохранила свои формы и вид со времени постройки (V век).
Монастырь святых апостолов – редчайшая достопримечательность византийских Салоник. Мозаики собора имеют идентичную схожесть с монастырём Хора и церковью Богородицы Паммакаристы в Константинополе. Монастырь расположен к югу от улицы святого Димитрия у западной крепостной стены, где находились одни из четырёх крупнейших ворот входа в город, которые назывались Litaia Pili.
Посещая христианские святыни города Салоники на экскурсии в Греции, гид поведает историю христианства от возникновения идеи метемпсихоза, возникшей в среде греческих философов, влияния антропоморфных богов Олимпа и иудейского монотеизма на будущую религию, вплоть до современности.
Салоники на пути проповеди апостола Павла
Со времени рождения Иисуса Христа прошло более 2000 лет. Христианство, зародившееся в I-м веке, прошло все этапы от гонимой ереси до имперской религии. На сегодняшний день это самая распространённая религия на нашей планете.
Посещая город Салоники в 49-м году со своей проповедью, апостол Павел оставил два послания солунянам. В ходе экскурсии мы посетим памятные места в Салониках, связанные с историей его миссионерства.
Образованный иудей из презираемых Иисусом фарисеев, родившийся в малой Азии, свободно говорил на арамейском, иврите, латыни, а его греческий был выше всех похвал. Ученик самого Гамалиила, с выдающимися способностями, гражданин Рима, формирует христианскую доктрину, обрезая корни племенной религии.
Этика евреев привлекала многие народы (неприязнь воровства, прочные семьи, целомудрие, система благотворительности), а давняя традиция единобожия становилась примером для других религий. Но свои представления о природе, происходящих процессах они позаимствовали у своих соседей, в Греции, где науки и искусства развивались без религиозного влияния.
О том, как греческая идея представления богов в людском обличье и единобожие иудаизма предшествовали приходу нового учения, более развёрнуто объяснит на экскурсии русскоговорящий гид в Салониках.
Последовавшие нападения на христиан только расшатывали устои империи. Конкуренция в христианской философии, обсуждение природы Христа породили совершенно новую науку – библейскую теологию.
гонения
К началу IV-го века на последователей Христа обрушилась мощная волна гонений: один из императоров тетрархии Гай Галерий, владеющий Балканской частью державы со столицей в Салониках решил навсегда покончить с христианством.
Впоследствии он понял всю несостоятельность политического решения и перед смертью в 311 году издал эдикт о веротерпимости. Двумя годами позже Константин Великий и его соправитель Лициний признали права христиан Миланским эдиктом.
В ходе экскурсии православные святыни Салоники будут охвачены основные вехи в зарождении и развитии христианской религии и, насколько позволит формат, будет проведена параллель между западной и восточной церковью (Грецией и Римом), а также:
почему Константин Великий не крестился до самой смерти?
роль женщины в проникновении христианства в высшие слои общества;
монашество как противовес развращённости общества;
споры о природе Иисуса Христа, Арианство;
запрет, олимпиады, театра, музеев и гимназий как языческого наследия;
каким образом епископам западной церкви удалось обратить в христианство вождей племён в Галлии;
различие в организации ведения хозяйства и возделывания земель монастырей Православной церкви и Западной, объединённой в аббатства, орден цистарианцев;
апостолы Пётр и Павел
Пётр и Павел, могущественные апостолы, заменившие Ромула и Рема покровителей Рима. Из-за чего предпочтение отдано Петру;
период иконоборчества на Востоке, финансовый и политический разрыв Рима с Константинополем, союз с франками и коронация Карла Великого в 800г. Начало конфронтации двух империй;
теологические ошибки VII-го века, приведшие к монофизитскому расколу, появление ислама;
уроженцы города Салоники, создатели славянской азбуки равноапостольные братья Кирилл и Мефодий;
1054 год – разрыв западной и восточной церквей;
1204 год – разграбление крестоносцами Восточной Империи Православных Христиан. Венецианские интриги;
унии 1274 года и 1439 –го;
реформация в Европе XVI-го века, протестантские церкви.
Оригинальные экскурсии на русском языке по городу Салоники с русскоязычным гидом из Салоников
Если в вашем сознании путаются такие понятия, как Бог, вера, церковь и религия, и вы задаётесь многими вопросами на эту тему, приглашаем вас в Грецию на экскурсию «Православные Святыни Салоники», чтобы ваши представления о религии стали более осознанными и приобрели осмысленный характер.