В 1725 году, в городе Сиатиста, неподалёку от всемирно известной своими шубами Касторьи, родился Георгиос Папазолис. Перебравшись в Салоники, Георгиос занялся коммерческой деятельностью. В дальнейшем он эмигрирует в Одессу, где продолжает торговлю, но дела идут неважно и Папазолис отправляется в Санкт-Петербург. Поступив на службу в русскую армию, Георгий Папазолис дослужился до капитана артиллерии.

В армии он сдружился с братьями Орловыми и убедил их в возможности ведения боевых действий против турок, вследствие недовольства населения на Балканском полуострове. Эти сведения дошли до императрицы Екатерины II весьма приукрашенными: будто бы греки готовы были драться насмерть по первому зову, а власть османов ослабла окончательно.

В 1763 Георгиос Папазолис прибывает в Венецию с тайным поручением для координации действий греческих повстанцев против турок.

С 1765 года он с другими агентами греческого происхождения объехал всю Грецию, согласовывая с местной знатью планы восстания против турок. Изначально его сопровождал купец с острова Кефалонья Иван Палатино, которому Папазолис показал грамоту императрицы Екатерины II:

екатерина
Екатерина II императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год

грамота Екатерины II

«Ея Императорское Величество, ревнуя о благочестии, желает стенящий под игом варварским православный народ избавить, посылает от себя ево, Папазола, чтоб уверил о всевысочайшей к ним милости и покровительстве, а притом изведал бы о желании и состоянии сих народов»

Примечательно, что сам Георгиос видел будущее освобождённой страны в статусе «возрождённой Византии». Ситуация на балканском полуострове была сложной, народ властью был недоволен, но для полномасштабного восстания этого было мало. Несмотря на это, ему удалось убедить братьев Орловых (а через них и Екатерину II) в необходимости начать вторжение извне, чтобы затем восстание охватило всю Грецию.

Георгиос Папазолис, согласно историку Дугласу Дакину, скорее был патриотом, нежели русским агентом. Он подделал подписи многих предводителей, тем самым, исказив реальное положение дел, что привело в дальнейшем к непредсказуемым событиям.

начало войны с Турцией в 1678

Обострившиеся отношения с Турцией в 1768 вынудили императрицу встать на сторону братьев Орловых, чтобы привлекать местное население на Балканах в борьбу против турок.

Алексей и Фёдор Орловы в этом же году отправляются на «лечение» в Италию, где встречаются с греческими эмигрантами.

В своём донесении Алексей писал брату Григорию:

«Труда же для меня, по-видимому, как мне кажется, очень мало стоить будет привесть этот народ против турчан и чтоб они у меня в послушании были. Они храбры, любят меня и товарищей моих много за единоверие; все повеленное мною хотят делать».

В следующем письме Григорию Алексей отмечал:

«Если уж ехать, то ехать до Константинополя и освободить всех православных и благочестивых от ига тяжкого. И скажу так, как в грамоте государь Пётр I сказал: а их неверных магометан согнать в степи песчаные на прежние их жилища. А тут опять заведется благочестие, и скажем слава Богу нашему и всемогущему».

Все эти выводы братья Орловы делают исключительно на общении с греками эмигрантами, какова же в действительности была обстановка на Балканском полуострове среди покорённых народов, никто не придаёт большого значения. Вопреки разногласиям среди военных в России, делаются не вполне верные выводы и принимается поспешно решение.

григорий орлов
Григорий Орлов (1734-1783)

Григорий Орлов на заседании (основываясь на донесения своих братьев) склонил Совет отправить экспедицию к берегам Греции в составе нескольких кораблей. Если Орловы изначально ставили цель — освободить Балканы от османов, то Екатерина предстоящую экспедицию рассматривала, как диверсию или отвлекающий манёвр, но потом её цель (и не один раз, любопытна её трансформация) изменится на появившуюся возможность получить базу для флота в средиземноморье.

Характерной особенностью военной операции являлось отсутствие чёткой цели перед всеми участниками проекта, в то время, как задач ими поставлено было множество.

начало восстания 1770

В феврале 1770 года эскадра российских кораблей выйдет из Балтики и через Гибралтар, войдёт в Средиземное море, направившись к берегам Пелопонесса, где к ним присоединится ещё один 26 пушечный фрегат. С началом боевых действий, первые наступления воодушевили греков, но неорганизованность ополченцев и неумелое управление командирами были фатальными.

Капитан А. Петров опишет страшную резню, которую устроили греки в Мистре, захватив её после 9-дневной осады, бросая с минаретов даже маленьких детей. Такая жестокость мобилизовала турок для отчаянного сопротивления, чем усложнила дальнейшее продвижение. Развернувшееся наступление постепенно переросло в осаду крепостей. Дальнейшие неудачи повстанцев и их разногласия с русскими заставили последних сесть на корабли и оставить восставших на произвол османов.

Вопреки ожиданиям греков, силы русских с началом операции (несколько кораблей) были слишком малы, как и число восставших, взявшихся за оружие на Пелопоннесе, на которых надеялись в русской ставке.

Султан Мустафа III приказал с Дунайского фронта прислать резервы, состоящие в основном из албанцев. Нерегулярные формирования албанцев вплоть до 1779 терроризировали местное население. В результате начался массовый исход греков с Пелопонесса: в горы, малую Азию, Россию и Австро-Венгрию.

мустафа 3
Султан Мустафа III

Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года, подписанный в деревне на территории современной Болгарии, между Турцией и Россией, позволил защищать православных Османской империи, и с этого момента греческие торговые суда получили право ходить под Андреевским флагом.

Ответственность за неудачную военную компанию на Пелопоннесе Алексей Орлов возложил на греков:

«Здешние народы льстивы, обманчивы, непостоянны, дерзки, трусливы, лакомы к деньгам и добыче, так что ничто удержать не может их к сему стремлению. Легковерие и ветреность, трепет от имени турок суть не из последних также качеств наших единоверцев»

Однако, историки с ним не согласились:

«Греки, с которыми имел дело Орлов, не были трусами, но при условиях своего быта они не были способны к наступательному движению, к битвам в чистом поле; они были храбры, неодолимы в войне оборонительной, при защите искусственных или природных укреплений»

Екатерина Великая отвечала Орловым:

«Когда морейские греки столь худо подражали примеру храбрости, мужества и твердости, коим вы обще руководствовались, и не хотели извлечь себя из-под ига порабощения, их собственным духом робости, неверности и обмана над ними сохраняемого; то вы весьма благоразумно и прозорливо сделали, что, оставя их собственному жребию, обратили соединенные наши морские силы на преследование морем неприятеля»

Дальнейшие победы на море русской эскадры, даже после победы в Чесменской бухте не привнесли значительных изменений для восставших.

идея проекта Григория Потёмкина

В 1774 году между императрицей Екатериной II и Григорием Потёмкиным развился бурный роман, по некоторым данным они даже тайно повенчались. Честолюбивый, образованный и деятельный Потёмкин стал самым влиятельным при дворе императрицы. Отлично разбирающийся в богословии, в совершенстве владея несколькими языками, Григорий был главным идейным вдохновителем «греческого проекта» Екатерины.

Григорий Потёмкин
Григорий Потёмкин (1739-1791)

Суть этого проекта состояла в том, что Россия, на землях Османской империи, должна была освободить православные народы, и на освобождённой территории создать Греческую империю со столицей в Константинополе. Принявшая крещение из Византии, Россия в этом видела свой долг по освобождению единоверцев от турок.

Хотя идея возврата Константинополя была задолго у русских царей, с подачи Потёмкина это выглядит более осмысленно: Третий Рим, т.е. Москва избавляет Второй Рим от власти османов (в благодарность за крещение в Православие) и водружает православный крест над храмом Святой Софии Константинопольской.

Константинополь, следуя логике Потёмкина, принял культуру из Рима, который в свою очередь перенял эстафету у Афин, как высокоразвитого центра Древней Греции. Т. О., освободив Константинополь, Россия не только возрождала исторические истоки Православия, но и становилась бы преемницей в том числе и античной культуры Древней Греции, колыбели европейской культуры.

И на этих основах будет построено новое государство, где православие соединится с античностью, где Россия будет его покровителем и как бы старшим братом. Преемственность культуры, минуя «посредников», т.е. европейских столиц, ставило бы Россию и её императоров на ранг выше по отношению к другим европейским державам.

Александр и Константин, внуки Екатерины II

Эта идея настолько овладела императрицей Екатериной II, что своего внука-первенца, родившегося в 1777 году она именует вопреки воли сына (будущего императора Павла Петровича) не Петром в честь Петра Великого, а …Александром. Официальное объяснение – в честь Александра Невского. Но появление императрицы на бал в одеянии Олимпиады, матери Александра Македонского и та роль, которая отводилась будущему императору – освобождение православных народов от турецкого господства, по аналогии с персидским, многое поясняет.

Через два года, в 1779, родится брат у Александра, которого именуют Константином. До этого, никогда в истории российского государства, никто не решался назвать такими «странными» именами будущих наследников российского престола.

Александр и Константин
Наследники престола Александр (будущий император и самодержец Всероссийский до 1825) и Константин

Английский посол Дж. Харрис напишет:

«Ум князя Потемкина постоянно занят идеей создания Империи на востоке: ему удалось заразить императрицу этими чувствами, и она оказалась в такой степени подвержена химерам, что окрестила новорожденного Великого князя Константином, наняла ему в кормилицы гречанку по имени Елена и говорит в своем кругу о том, чтобы посадить его на трон Восточной империи. Тем временем она сооружает город в Царском Селе, который будет называться Константингородом»

Согласно плану императрицы, Константин должен будет править в освобождённом Константинополе Греческой империей, а Александр, как освободитель новых земель (по аналогии с Александром Македонским) станет наследником Российского престола.

чета романовых

В 1869 Императрица и Самодержица Всероссийская Екатерина II послала французскому писателю, философу и поэту Вольтеру символичный подарок – шубу «a la grek»: пошитую из сибирских мехов по образцу и лекалам лучших греческих скорняков. Своеобразное кодовое послание было сокрыто в этом подарке: симбиоз идей колонизационной политики Российской Империи, православной Византии и культуры Древней Греции.

последствия

Намерения у окружения и Екатерины II были самыми амбициозными. Предполагалось путём поддержки восстаний покорённых народов, находящихся под гнётом Османской империи и вступлении в войну с Турцией освободить придунайские княжества и Балканы. Расчёт делался исключительно на православные народы: сербы, болгары, румыны, греки.

Но для самих греков это обернулось трагедией, нескончаемой резнёй на Пелопоннесе, многие из жителей навсегда покинули Морею. Военачальники восставших обвинили Папазолиса в афере, подделке подписей. Многие разочаровались в помощи России, поскольку восстание послужило отвлекающим манёвром для успешного наступления на Дунайском фронте российских войск. Отстояв свои интересы в придунайских княжествах, Россия оставила восставших на произвол разгневанных мусульман. Георгиос Папазолис умер в 1775 году на острове Парос, куда перенёс свою военно-морскую базу российский флот.

Конечно, были и плюсы после подписания мирного договора между Россией и Турцией в 1774, однако надежды самих греков на то, что их освободит Россия (именно в это верили тогда) развеялись.

Великий проповедник и просветитель Косма Этолийский стал ориентировать покорённых христиан на то, что освобождение находится в их же руках. Уроки и недочёты неудачного восстания 1770 года положили основу для будущего возрождения греков, как этноса, развеяли миф о непобедимости османов, что подготовило почву и к началу греческой революции 1821 года.

Источники:

• Век Екатерины II: Дела балканские / В. Н. Виноградов

• Маркова О. П. О происхождении так называемого греческого проекта (80-е годы XVIII в.)

• Арш Г. Л. О Греческом проекте Екатерины II // Россия и борьба Греции за освобождение: от Екатерины II до Николая I

• Г. Арш, «Греция: Торговля. Просвещение. Война 1768-1774 гг. Восстание в Морее»

• Андрей Зорин о русской Оде

• Орлов Григорий Григорьевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров

• Грейг С.К. Первый поход российского флота в Архипелаг


11 января 2018