Две мировые войны и тяжёлое экономическое положение Греции затянут процесс реставрации после стихийного бедствия. Базилику Димитрия Солунского (Ιερός Ναός Αγίου Δημητρίου Θεσσαλονίκης) восстановят в 1948 году согласно проекту Аристотелиса Захоса. Основной целью в процессе обновления святыни было максимально приближённое воспроизводство идентичности храма к тому, какой был возведен в VII веке с сохранением артефактов предыдущих веков.

Архитектура


В архитектурном плане храм Димитрия Солунского в городе Салоники представляет пятинефную базилику 43,58 м на 33 м с нартексом. Внутреннее пространство разделено четырьмя рядами колоннад. Клирос второго этажа окаймляет центральный неф с севера, запада над нартексом и юга.

Схема храма св. Димитрия  Мироточивого

С восточной стороны центральный неф он же самый широтный заканчивается апсидой и пересекается с поперечным нефом, образуя в плане крест – главный символ христианства.

Высота и освещение боковых нефов гораздо уступают главному, возвышающемуся над боковыми нефами, это сделано намеренно, чтобы выделить центральное пространство, где ведётся литургия.

К юго-восточной оконечности базилики св. Димитрия (ο Ναός του Αγίου Δημητρίου) пристроен храм XIII века – придел святого Ефтимия.

История базилики


На одноимённой улице, севернее римской агоры, возвышается на фундаменте римских бань одна из самых почитаемых достопримечательностей города Салоники – базилика святого Великомученика Димитрия. Согласно преданию, в начале IV века офицера римской армии Димитрия заключили под стражу и впоследствии казнили в темнице терм.

После 313 года христиане построят скромное святилище для поклонения перед мучеником.

Базилика святого Димитрия Солунского

Город Салоники чтит память святого Димитрия 26 октября. Празднества, на которых пели псалмы и гимны в византийскую эпоху проводились с первых чисел октября и заканчивались 3 ноября. Большой крёстный ход начинался с точки, где, по преданию, схватили мученика солдаты Галерия и заканчивался там, где он принял мученичество, в базилике Димитрия Солунского.

Одновременно торговые ярмарки «Димитрии» проводились за западной стороной крепости с 20 по 27 октября в Салониках. Народ со всей ойкумены прибывал в Салоники, устраивались выступления, происходил обмен продуктами, товарами и идеями, что плодотворно влияло на развитие всего региона.

Житие святого Димитрия Солунского


О житии великомученика нам известно из манускрипта VII века, который составил архиепископ Салоников Иоанн. Богослов описывает события IV века в период больших гонений на христиан эпохи Диоклетиана.

В самом начале IV века н. э. власть в империи была разделена между четырьмя императорами: Диоклетиан, Максимиан, Констанций Хлор и Галерий. Гай Максимиан Галерий, вернувшийся победителем из восточного похода, любил проводить время на стадионе, наслаждаясь гладиаторскими боями. Недалеко от медных мастерских проповедовавшего открыто христианскую веру Димитрия, римского гражданина и офицера схватили солдаты Галерия.

Базилика св. Димитрия Солунского

Димитрий предстал перед императором, проводившим жестокие репрессии в отношении христиан. Галерий приказал заключить его после непродолжительного допроса под стражу в общественных термах, размещённых рядом со стадионом, где проходили схватки гладиаторов.

В этот же день юный Нестор, тайный христианин, решает сразиться с могучим гладиатором Лием, одним из любимчиков императора Галерия. Лий на стадионе безжалостно расправлялся с христианами, каковых выставляли на арену для потехи идолопоклоннику Галерию.

Перед поединком Нестор спустился в темницу к задержанному Димитрию и испросил у него совета, на что был дан ответ:

«если вступишь в поединок, то победишь, но пострадаешь за Христа»

Как и предсказал Димитрий, Нестор победил в сражении, а воин Лий нашёл свою смерть на остриях копий. Эта победа была не только победа неопытного юноши над безжалостным и натренированным идолопоклонником Лием, но и победа добра над злом, победа христианства над язычеством.

Галерий посчитал Димитрия виновным за смерть гладиатора Лия и приказал умертвить его. Солдаты исполнили незамедлительно приказ и, войдя в темницу, закололи копьями Димитрия, где он содержался в термах. В эту же ночь, 26 октября, христиане тайно похоронили тело святого на месте его мученичества.

С провозглашением Миланского эдикта, в 313 году н. э., когда власти позволили всем конфессиям отправлять культ открыто и, не боясь преследований, христиане построили маленький мартирий на основе римских бань. В крипте сохранилось небольшое помещение под апсидой, каковое вероятнее всего, и было первым захоронением Великомученика.

Через сто лет, в начале V века префект Иллирии Леонтий чудесным образом исцелился у мощей святого великомученика Димитрия. В благодарность Леонтий приказом расчистил участок в округе, сровнял с землёй остатки от терм и на их фундаменте возвели величественную Базилику Святому Димитрию Солунскому. Несмотря на то что письменный источник повествования относится к преданию, в 412—413 годах существовал реальный эпарх Иллирии (аналог губернатора) Леонтий и этот факт подтверждается достоверными библиографическими данными.

Базилика VII века


Артефакты Базилики V века можно воочию увидеть, спустившись в крипту, к этому же времени относят создание и мраморной купели, которую мы встречаем на входе церковь. Однако археологи строительство этого храма связывают с серединой V века, что создаёт почву для дальнейших обсуждений.

Базилика святого великомученика Димитрия, Салоники

С возведением большой церкви раку с мощами великомученика поместят в центральный неф базилики. В византийскую эпоху водилась традиция у высокопоставленных служащих передавать в дар уменьшенную копию ларнаки святого — мощевик. Один из таких мощевиков хранится в митрополичьем соборе Москвы, по нему же возможно воссоздать вид первоначальной раки мученика.
Поклонение св. Димитрию Солунскому очень быстро распространилось по ойкумене.

В больших городах: Никополис в Эпире, Сирмио в Сербии и Константинополе и других строятся храмы в честь воина и мученика. Автократоры Византийской империи Юстиниан (527—548) и Маврикий (582—602) неоднократно пытались, используя влияние клира перенести мощи великомученика в столицу.

Около 620 года базилика, воздвигнутая Леонтием в V веке, сгорела в пожаре. В соответствии с выгравированной надписи в церкви, епископ Салоников Иоаннис и эпарх Леон на пожертвования местных жителей и при поддержке иноземцев восстановили сгоревший храм.

Базилику разграбят в 904 году сарацины.
1185 год, когда норманны приступом возьмут город Салоники, храм лишится святынь и будет осквернён иноземцами.

Мечеть Касимие джами


Во время захвата Салоников в 1430 году Османами по указу султана Мурада II, базилику оставят в распоряжении христиан. Но 63 года спустя православный храм мусульмане переделают в мечеть «Касимие джами». Крипта была заброшена и со временем заполнилась землёй.

Для почитания великомученика местным населением мусульмане выделят христианам отдельный параклис, расположенный в северо-западной части базилики, огороженный от остального храма и с отдельным входом. Во времена Туркократии эта часовня с кенотафом мученика станем маленьким островком утешения для православных.

Примечательно, что с просьбами к святому Димитрию Фессалоникийскому обращались как христиане, так и мусульмане, забавные эпизоды описывается в записках русских путешественников, посещавших город в XIX веке.

Крипта


Спустя почти пяти столетий османского владычества, Салоники освободит греческая армия 26 октября 1912 года во главе с королём Константином. Базилика св. Димитрия Мироточивого перейдёт для проведения литургий православным христианам.

Через пять лет в августе 1917 года пожар уничтожит большую часть святыни. В результате разрушений, причинённых огнем, обнаружится древняя крипта, место почитания святого первыми христианами. В возведённой церкви под апсидой сохранился мартирий, где изначально покоились мощи святого Праведника и источник, откуда верующие приходили набрать освященной воды.

Крипта под церковью Димитрия Солунского

Паломники заходили прямиком с улицы — современная Агиу Николау, мраморные плиты её размещены в крипте. С одной из пяти конх, встроенных в стене и огороженных мраморной изгородью полукруглой формы с колоннами, истекало миро. Изобилие пузырьков (κουτρούβια), найденные при раскопках, подтверждают описание того, как иноземные паломники прибывали из далёких стран и набирали источавшееся миро. За что святого Димитрия стали упоминать Мироточивым в византийских рукописях.

Капитель  крипты

С 1985 года 7 залов крипты открыты для посетителей. Для обозрения представлены найденные монеты и сосуды, в которые набирали миро, а также мраморные колонны и арки времён раннего христианства.

Придел Святого Ефтимия


К югу от алтаря в IX— X веке к правому приделу святыни достроили церковь, посвящённую святому Ефтимию. В архитектурном плане это трёхнефная базилика с возвышающимся центральным нефом, где два боковых нефа значительно ниже.

Внутреннее убранство храма расписано в 1303 году иждивением протостратора Михаила Глава Тарханиоти и супруги его Марии в благодарность Господу за чудо, что произошло в их семье. Вероятно, что Михаил и Мария выделили средства и на восстановление церкви.

Роспись храма Святого Ефтимия

Роспись выполнена в два яруса с изображением сцен из чудес и страстей Христовых. В изображении двунадесятых праздников святые изображены в полный рост. Северную стену украшает роспись с житием святого Ефтимия.

Фрески, украшающие придел святого Ефтимия – шедевр, достойный восхищения эпохи Палеологовского Возрождения, работа ведущего живописца Македонской школы Мануила Панселина.

Атмосфера в храме


Базилика находится на возвышенности и, вопреки окружению бетонными зданиями неуклюжей архитектуры, во всём его виде ощущается мощь и монументальность.

Место преклонения мученику Димитрию и святыня в его честь на протяжении веков были и остаются центром поклонения жителей Салоник и многочисленных паломников со всего мира. Сейчас мы можем только в фантазиях воображать как церковь смотрелась величественно в Средние века, без шумной дороги вблизи и многоэтажных построек по соседству.

Тяжело вообразить, что в прошлом эту святыню окружали роскошные сады, несметные источники с прохладной водой и даже фонтаны. Проходя сквозь это благолепие, изумлённый путник оказывался в храме и с каждой минутой испытывал нарастающий духовный подъём в предвкушении прикоснуться к мощам святого.

Когда заходите в базилику через западный вход, вы оказываетесь в притворе храма, где пространство ограничено, а свет приглушен. Горящие свечи, лампады медовым светом освещают лики, взирающие с икон, и тишина, безропотная и тягучая, как патока, в которой слышно лишь потрескивание истлевшей лучины. Две колонны зелёного мрамора, отполированные ладонями прихожан, словно два стражника без малого двухтысячелетней истории услужливо направляют к центральному нефу. Взгляд скользит вдоль колоннады, мчится над стасидиями и устремляется к седому мрамору алтаря.

Внутреннее убранство базилики св. Димитрия в Салониках

Поражают объём и глубина пространства церкви. Величественная двухъярусная колоннада, разделяющая центральный неф от боковых, протянулась на всю длину базилики. Античные колонны и капители, надколотые пожарами и отшлифованные временем, возносят кровлю кверху, делая её почти невесомой. Косые лучи света, проникающие сквозь боковые окна нефа, веером окрашивают золото мозаики в медовый цвет, лики на фресках сияют нимбами.

Аура таинственности и доносящееся из крипты тихое пение псалмов создают в душе покой и умиротворение.

Посетитель базилики святого Димитрия в Салониках, к сожалению, не может сегодня сполна насладиться красотой убранства древнего храма, поскольку большинство артефактов исчезли в огне. В храме со стороны притвора уцелели фрагменты мозаики V и VII веков.

Мозаика базилики Димитрия Солунского
Мозаика церкви святого Димитрия

Большинство из колонн и капителей современные, но сооруженные в VII веке легко узнать по цвету и узорам. Невзирая на то что они относятся к разновременным эпохам, создаётся единый гармоничный архитектурный ансамбль.


12 февраля 2020