Столп монастыря Русану (ή Μονή Ρουσάνου) узок, но длинноват. Передняя сторона его и два бока высоки и отвесны, как стены домов, а с задней стороной его соединён утес пониже, однако, отвесный. Паломников поднимают на столп с одной стороны. К сожалению, в монастыре Русану, или как его ещё именуют святой Варвары ( в честь великомученицы), не осталось никаких письменных доказательств ни о первых строителях, ни о времени основания его.
Предание
Монахи Метеоры рассказали предание, что постройка монастыря Русану связана с пришельцами из России:
«Два благородных русских юноши пришли сюда на подвиг покаяния, и сперва подвизались на соседском низком утёсе, именуемом Палеорусану (старый Русану). А потом взошли на нынешний высший столп Метеоров и построили келью. Но после смерти их она оставалась в запустении, пока иеромонах Максим и инок Иосаф не построили монастырь Преображения Господня в существующем виде»
Паломник высказывает свои сомнения по поводу этой версии. Поскольку не осталось никаких письменных доказательств, в том числе и в России об иноках монастырей Метеоры. Согласно его мнению обитель изначально была основана кем-то из жителей фессалийского села Русано, оттуда же и взяла название, либо монастырь основал некто Русанос, а уже потом был увеличен иеромонахами Максимом и Иосафом.
История согласно рукописям и надписям
В 1544 году монастырь святой Варвары уже существовал, поскольку столпники скита в своём завещании в этом году просили обитель Больших Метеор, чтобы он по случаю смерти их насельников заведовал этой кельей, дабы она не упала и не разорилась подобно другим.
Тут же в документе упоминается и о решении игумена монастыря Метеоры причислить к келье Русаны смежную обитель св. Павла, в которой иерей жил не по правилам монашества. С большой долей вероятности завещание было составлено ктиторами Русановского монастыря: Максимом и Иосафом.
Построенный ими храм в память Преображения Господня расписан был в 1561 году 20 ноября.
В январе месяце 1576г. вселенский Патриарх и всея Греция Иеремия грамотой утвердил право обители святой Варвары владеть подворьем Копрена, который она купила у одного магометанина.
1614 год
В феврале месяце 1614 года монахи общежития Русану Гавриил, Никифор, Григорий, Иоанникий, видя, что пустынь клонится к разрушению и запустению по той причине, что они не в состоянии поддерживать её, добровольно пожелали передать её царскому монастырю Варлаама в распоряжение игумена Никифора. С подворьем Возинци, нивами, виноградниками, садами, оливковыми рощами, священными сосудами и всем достоянием. Передали с условием, чтобы обитель Варлаама посылала сюда своих иеромонахов для поминовения душ создателей её и ежегодно поставляла две литры воска. Вселенский патриарх Тимофей подтвердил передачу грамотой.
В числе просителей благотворительности у молдавского господаря Василия, воеводствовавшего (1634-1654 годы), денежного пособия для уплаты тяжких долгов, был и игумен скита Русану Анфим.
С 1677 год Обитель начала получать ежегодно 9 червонцев венецианских из капитала, завещанного греческой церкви и школе в Венеции гражданином города Трикки, Дмитрием Филиппи.
В 1816 год монастырю Русана принадлежали 80 стремм земли, усаженных виноградными лозами.
Обитель святой Варвары представляет собой трёхъярусный дом под одной кровлей, поставленный на темени крутого утёса. В верхнем просторном ярусе размещены кельи, в среднем церковь и архондарик, а в нижнем — склад.
В церкви Преображения Господня, расписанной в 1561 году пребывают святые мощи:
— глава св. великомученицы Варвары
— глава св. великомученика Кирика
— частицы мощей Трифона, Пантелеймона, Прокопия и Харалампия.
Рукописи
Библиотеки в святилище Варвары нет, но есть рукописи. Все эти свитки, кроме одной, русский паломник купил за 10 полуимпериалов. При спуске со скалы Метеора монастырские рукописи у богомольца занимали две торбы.
После рассмотрения бесценных документов с помощью отца — игумена Феодосия были упорядочены управители обителью. Первым ктитором монастыря святой Варвары или Русану в Метеоре в их списке значился архиерей Иеремия. Вторым — иеромонах Иеремия, третьим — Максим иеромонах. После него игуменствовали: Арсений, Неофит, Яков, Мартирий, Дамаскин, Иов, Матфей, Парфений, Ефтимий, Макарий, Феона, после него следуют противоречивые сведения. С начала XIX-го века обителью святой Варвары управляли Арсений и Константий, во времена бесчинств Али Паши из города Янина.
За ними игуменствовал Феодосий, валах родом из Трикки, подвизавшийся в монастырь св.Варвары в конце XVIII-го столетия. В молодости своей этот столпник застал в Метеорах много монахов: в Стефана 20, Варлаама — 25, Великий Метеор — 30. По заверению игумена Феодосия, в правление Али Паши, 500 женщин и детей укрывались во всех монастырях Метеоры, а Румели Паша взял с обителей 450000 пиастров. Тогда они продали церковную утварь и в конец обеднели.
Теперь с игуменом Феодосием подвизаются иеромонах Кирилл, средних лет и ещё старец Иона, который пожертвовал 2000 пиастров на постановку каменной ограды вокруг поля. У основания столпа Русану.
Похожие статьи:
Монастыри Метеоры в XIX веке Монастырь Святой Троицы и храм Иоанна Предтечи Монастырь Святого Николая Анапавсаса (Успокоителя)