Вблизи крепостных стен Акрополя, напротив башни Андроника Лапарда, на живописной возвышенности величественно высится Святой Патриарший Ставропигиальный мужской монастырь Влатадон. Многочисленные постройки, окружавшие центральный храм, с течением веков пришли в негодность или разрушились, некоторые из них, как церковь Успения Богородицы, кардинально перестроили.

монастырь Влатадон, достопримечательности Салоники

Центральный храм монастыря Влатадона является одной из многочисленных христианских достопримечательностей города Салоники византийского периода, сохранившихся до наших дней в хорошем состоянии. Несмотря на стихийные бедствия, случавшиеся в различные эпохи и войны, он выстоял.

История монастыря Влатадон

Центральный Собор посвящён Преображению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, но не всегда так было. Изначально он был посвящён Христу Вседержителю.

Надпись над входом в церковь от 1801 года нам сообщает, что

основали монастырь Влатадон братья Влатисы, выходцы с Крита,
без каких-либо подробностей о датировке.

XIV век в Византийской империи характеризовался глубочайшим кризисом: экономическим, политическим и нравственным. За один только век произошедшие три гражданские войны, не считая внешних вторжений, внесли раскол в общество.

После подавления восстания зилотов (1341-1347) и гражданских бунтов в Византии, население Салоник было подвержено религиозным брожениям.

Патриарший монастырь Влатадон, Салоники

Братья Дорофей и Марк

Упадок нравственности, продажность чиновников, отсутствие центральной власти, непрекращающаяся вражда и экономический упадок – так можно охарактеризовать XIV век в Византии. В это непростое время в Салоники прибывают братья Марк и Дорофей.

Из письменных источников Византийской эпохи подтверждается учреждение монастыря Влатадон Дорофеем Влатисом. Дорофей и его брат Марк были достаточно образованными людьми и глубоко верующими христианами, последователи учения Григория Паламы. Существуют спорные сведения, что обитель являлась центром распространения исихазма.

Благодаря усердиям Дорофея и Марка (Влатисов), в период (1351-1371) возводится монастырь, впоследствии названный в честь основателей — братьев Влатадонов. Несколькими годами позже, в 1371 году Дорофей избирается митрополитом Салоники.

Обители предстоит в будущем играть большую роль в духовном просвещении паствы во время упадка и глубочайшего кризиса в Византии.

После завоевания Салоники Мурадом II в 1430 году 29 марта, за монастырём Влатадоном, как за Патриаршим, было закреплено право продолжать ежедневные литургии.
монастырь влатадон, Салоники
монастырский двор

Водная артерия города Салоники

Через территорию обители проходил водопровод, снабжавший полис водой. В Юго-западной части священной обители, под скалой, есть еще старая ёмкость для воды («цистерна»). Резервуар был одним из основных хранилищ живительной влаги города Салоники.

Вода в него поступала из открытых родников сквозь закрытые водопроводные каналы, основной же объём прибывал из горных источников горы Хортьятис. На подъезде к одноименной деревне вы можете лицезреть отреставрированный акведук византийских времен.

Во времена правления династии Палеологов (1261-1453), согласно историческим свидетельствам, такие монастыри как Влатадон, выстроенные вблизи крепостных стен и в окрестностях, напоминали фундамент православной веры, выполняя роль «кирпичика-основы» для стимулирования религиозных чувств людей.

Как известно, в поздневизантийский период существовали серьёзные риски, связанные с угрозой распада Византийской империи и в народе ходили разные слухи, а вместе с ними пребывали тревожные настроения.

Особое внимание к этим процессам было приковано императрицей Анной Палеолог (Анна Савойская), которая поселилась в Салониках в 1351 году после победы и торжества «исихазма». Основоположником этого религиозного течения является митрополит Салоники Григорий Палама.

Архитектура

От старого монастырского комплекса уцелело всего несколько зданий. Внешний вид, который мы наблюдаем сегодня, в корне отличается от первоначального. Единственное, что уцелело в монастыре Влатадон с византийского периода – это центральный собор. В архитектурном плане наблюдается большое сходство с храмом Святых Апостолов (1312-1315) и другими церквями города Салоники в эпоху правления династии Палеологов.

В плане достопримечательность представляет нестандартный крестово-купольный храм с галереей по трём сторонам (северная, западная и южная) вокруг основного пространства церкви. Северный клирос и западная часть галереи — перестроенные либо в 1801 году, либо ещё раньше. В 1907 году добавили открытую галерею с южной стороны и крытое крыльцо над воротами с запада.

план храма монастыря Влатадон в Салониках
план Храма Преображения

Два клироса с востока соединяются (каждая полусферической апсидой) с кровлей.

Центральная часть храма не квадратная, а прямоугольная, что не естественно для крестово-купольной архитектуры. Купол же с восточной стороны базируется на двух несущих стенах, со стороны алтаря. Непривычный для Македонии способ посадки купола встречался в 9 и XII веках.

Согласно предположению исследователей, церковь XIV века — постройка на уцелевших фрагментах и фундаменте более древнего собора. Строители попытались встроить как можно больше элементов древнего храма в новый, таким образом осуществлялась не только духовная, но и преемственная связь поколений.

В восточной апсиде собора, снаружи из обожжённого кирпича выложен крест и по периметру.

Современный иконостас церкви выполнен из дерева и установлен в XVII веке, некоторые элементы которого изменили незначительно в XIX веке. Предшествующий же был из мрамора. Второй иконостас находится в левом (северном) клиросе — он изготовлен в XIX веке. Образа, находившиеся на иконостасе, сегодня хранятся в монастырском музее Влатадона, где собрана большая коллекция ценных икон византийского и пост-византийского периодов.

Фрески в монастыре Влатадон

К большому сожалению, фрески сильно пострадали от варварского отношения захватчиков и механических повреждений. Роспись в конхе за алтарём едва различима.

Купол

В куполе изображён Христос Вседержитель в окружении ангелов и пророков. В арках, под куполом мы наблюдаем Чудеса Христовы из двунадесятых праздников. Сохранились только сцены: Рождество, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие и Воскресение.

вид на купол изнутри в монастыре Влатадон, Салоники

Основной храм

В основном храмовом пространстве, в нижнем поясе хорошо различимы лики Блаженных. Среди всех святых выделятся образ Григория Паламы, архиепископа Салоники (1347 — 1359). Изображение его в соборе на видном месте подтверждает теорию о тесной связи Благочестивого с монастырём Влатадон. Лик Григория Паламы реалистичный, отражающий личностные качества простого человека и очень далёк от тех идеализированных, что напишут иконописцы позже.

Притвор

В притворе церкви изображены Праведники Божии, в основном воины. При входе нас встречает фигура Великомученика Димитрия. Верхний пояс с мучениками в притворе испорчен, но в уцелевших фрагментах можно различить сцены Страстей Христовых.
Очень хорошо сбереглась роспись на восточной стене притвора в конхах. В северной конхе изображено Крещение Иисуса Христа (половина фрески отсутствует), а в южной конхе — три отрока в пещи огненной.

Южный клирос

Фрески южного клироса плохо различимы, но без значительных механических разрушений. Между Великими богословами виднеется образ Григория Паламы. В далёкие времена это было неслыханной дерзостью и означало бросить вызов всей церкви: поместить рядом с величайшими богословами христианства лик современника. Монастырь имел тесные связи с богословом и философом, его учение об «исихазме» глубоко проникло в души монашествующих.

Такое изображение Григория Паламы объясняется не только наличием сторонников его учения среди братии, но и наличием созревшей необходимости реформировать церковь. Техника фрески, особенности изображения Григория Паламы и другие детали позволяют сделать заключение о датировке их написания (1360-1380) годы. Несмотря на плохое состояние фресок от механической порчи, невозможно не восхищаться благолепной манерой исполнения и способом подачи благочестивых ликов иконописцем.

Роспись выполнялась в очень непростые и смутные времена для Византийской империи.

Спустя короткое время, в 1387 году Салоники впервые попадут под турецкую власть.

Последней достопримечательности византийской эпохи, монастырю Влатадону, построенному в 14 веке в Салониках, предстояла нелёгкая роль духовного оплота православия и опоры для христиан в Османской империи.

Памятник Юнеско

Старое здание церкви окружено новыми современными постройками, которые и восполняют в комплексе его первоначальный вид. Церковь была отремонтирована в 1801 году. Это подтверждает надпись над западным входом в собор. Южный портик и небольшой притвор с запада были построены в 1907 году.

Фрески церкви, которыми она была украшена до завоевания полиса турками (1430 год), детали в отделке собора, мраморные «плиты», иконы, церковная утварь — это уникальные сокровища, их нужно осматривать внимательно, примечая мелкие детали и погружаясь в обстановку эпохи.

Во время недавних реставрационных работ (1983 год собор взят под охрану ЮНЕСКО).

Влатадон — ставропигиальный мужской Патриарший монастырь. Это означает, что непосредственно зависит от Константинопольского Патриархата.

В эпоху османского владычества Vlatadon назывался «Tsaous монастырь», возможно, от имени турецкого военного командира Tsaous-Бей, командующего турецкой военной частью, расположенной в «Eptapyrgio» к северу от монастыря, который посещал обитель, чтобы насладиться свежим воздухом и прекрасным видом.

С этим названием связана красивая легенда, о которой более подробно вам расскажет на экскурсии гид в Салониках, как и о поводе для основания общежития аскетов в верхнем городе.

монастырь Влатадон, достопримечательности Салоники

Патриаршему монастырю Влатадону принадлежит крупнейшая в мире коллекция в формате диафильма собранных воедино рукописей, книг, кодексов и манускриптов Святой Горы Афон. Археологи и историки со всего мира прибывают в обитель для изучения старинных документов и реликвий.

На монастырской территории Влатадона значится несколько вольеров для животных. Детям будет интересно посмотреть на фазанов, овец, павлинов, которые распустив хвост красуются перед посетителями.

Престольный праздник29 июня первоверховных апостолов Петра и Павла
6 августа Преображение Спасителя
Время работы08:00 — 12:00
18:00 — 19:30
СтоимостьБесплатно
Правила посещенияОдежда должна быть скромной, прикрывающей колени и плечи. Вход запрещён в шортах и короткой юбке.

19 марта 2016